Дикие лошади мустанги, кони в природе и сельском хозяйстве

Самые сильные лошади – тяжелоупряжные. В 17–19 веках их разводили и использовали для перевозки грузов. С развитием эпохи механизации большинство тягловых пород оказались на грани исчезновения, потому что их заменили машины. Однако и сейчас есть потребность в этих лошадях – они до сих пор остаются верными помощниками на поле в сельской местности.

История

Лошади тяжеловозы берут начало еще со Средних веков. Тогдашние рыцари в массивных доспехах и тяжелым оружием были настоящим испытанием для обычных лошадей. Мелкие лошади не годились для такой работы из-за своих маленьких ног и слабой спины. Благодаря большому спросу на боевых лошадей, люди стали заниматься выведением первых тяжеловесов.

С большой долей вероятности к потомкам таких животных могут отнести бельгийских брабансонов, английских шайров и французских першеронов. Данные животные отличаются могучей силой, крепким телосложением и спокойным нравом.

Скакуны

Когда мы говорим о лошадях, то почти всегда имеем в виду скаковые породы. С одной стороны, это объяснимо: скакуны в силу своей роли и значения в жизни человека всегда были, если можно так выразиться, на виду и остаются в этом качестве и сейчас, с успехом выступая на спортивных состязаниях и в различных шоу. С другой стороны, в этом есть некоторая несправедливость, поскольку среди более чем трёхсот пород лошадей существует ряд т.н. «тяжеловозных», или тяжеловозов. Они не столь заметны, грациозны и ярки, как их легконогие собратья, но без них жизнь человека была бы во много раз тяжелее и сложнее.

Даже в наши дни, после механизации большинства отраслей человеческой деятельности, лошади-тяжеловозы остаются незаменимыми при выполнении ряда важных задач. К чести человека, надо сказать, что гордятся этими лошадьми ничуть не менее, чем скаковыми, и устраиваемые среди тяжеловозов соревнования, помимо силы и выносливости, воочию демонстрируют присущую им своеобразную грацию и красоту, которая не оставит равнодушным ни одного поклонника этих замечательных животных.

Сейчас уже невозможно установить, какие типы лошадей – тяжеловозные или скаковые – появились в жизни человека раньше, да это и не столь важно. Важно другое: уже на заре своей истории, занимаясь одомашниванием лошади, человек чётко разделял, для каких целей ему нужны те или иные породы. Например, согласно дошедшим до нас письменным источникам, в Древней Руси существовало три типа лошадей.

Типы лошадей:

  1. милостные – по всей видимости, аналог современных скаковых или верховых пород. Они были во владении лишь у князей, самых знатных дружинников или у тех, кто был награждён лошадью в знак признания заслуг или же личной милости. Их же посылали в качестве подарка в соседнее государство или княжество.
  2. сумные. Предназначались для перевозки различных грузов в мирной жизни и в военных походах.
  3. поводные, из-за своей неповоротливости использовавшиеся лишь в обозах.

Можно предположить, что именно сумные и поводные лошади стали предками современных российских тяжеловозов.

Схожим путём шли в Европе, выращивая по отдельности лёгкие верховые породы и дестриеров – специальных рыцарских лошадей, способных нести на себе тяжеловооружённых рыцарей. По одной из версий, именно дестриеры стали предтечами современных западноевропейских тяжеловозов.

Тяжеловозы в России

В XVIII столетии активно развивалось сельское хозяйство. В то время возникла потребность в сильных лошадях. Закупать тяжеловозов из Европы сельским жителям было не по карману. Тогда на основе зарубежных пород – першеронских лошадей, шайров, клейдесдалей и брабансонов были выведены отечественные тяжелоупряжные кони.

Владимирская порода

Эта породная линия была создана в конце XIX века на основе жеребцов клейдесдаль из Англии. Селекционная работа проводилась несколько лет, а признание порода получила в начале XX столетия.

Английские тяжеловозные жеребцы скрещивались с местными упряжными кобылами, которым были присущи лучшие качества ­– выносливость, приспособленность к суровому климату и русской кормовой базе. Появившиеся на свет жеребята унаследовали силу, мощь, красивое телосложение и оказались адаптированными к здешним условиям.

Читайте также:  Лучшие породы овец мясной, молочной, шерстной направленности

Владимирские тяжеловозы отличаются рослостью и массивностью. Их основные характеристики:

Тяжеловозы в России
  • рост – 1,7 м;
  • длинная плотная спина, крепкая поясница;
  • большая голова;
  • профиль слегка выпуклый;
  • круп плотный, приспущенный;
  • конечности мощные, снизу покрыты длинной шерстью;
  • волосы в гриве и хвосте густые;
  • масть преимущественно гнедая, реже встречаются вороные представители.

Владимирские тяжеловозные кони

Владимирские тяжеловозные кони, несмотря на свой грубоватый облик, проявляют добрый и покладистый нрав. Основное направление использования этой породы сегодня – конный туризм.

Русская тяжелоупряжная лошадь

Эта порода является потомком бельгийских арденов и першеронов. Она ценится выше, чем советский и владимирский тяжеловозы, благодаря неприхотливости и выносливости. Русские тяжелоупряжные кобылы производят много молока, из которого готовят кумыс.

Характеристика породы:

  • рост – 1,5 м;
  • обхват пясти у жеребцов – 21 см;
  • шея короткая, плотная;
  • спина удлинённая, широкая, линия поясницы прямая;
  • конечности средней длины, крепкие, в нижней части оброслые;
  • грива густая;
  • масти – гнедая, рыжая.

Сейчас русский тяжеловоз реже используется в полевых работах, зато он прекрасно зарекомендовал себя в конном туризме. Эти лошади могут часами возить в седле детей и взрослых, не проявляя при этом норов.

Советский тяжеловоз

Порода получена с помощью поглотительного скрещивания битюга с брабансоном, першероном, арденом и суффольком. Она отличается от других рослостью. Высота в холке взрослого жеребца достигает отметки 1,7 м, при этом особь весит 700–1000 кг. Преимуществами породной линии являются:

Тяжеловозы в России
  • скороспелость молодняка;
  • неприхотливость к условиям содержания и кормам;
  • высокая молочность кобыл.

Порода Советские тяжеловозы

Советские тяжеловозы – спокойные и миролюбивые животные. Жеребята отличаются стремительным ростом. До трёхлетнего возраста их задействуют для выполнения тяжёлой работы, после чего используют как производителей.

Описание экстерьера:

  • голова среднего размера, сухая;
  • шея недлинная, очень плотная;
  • спина массивная, широкая;
  • грудная клетка мощная, рёбра округлой формы;
  • конечности крепкие, устойчивые, недлинные;
  • волосы в гриве и хвосте средней густоты;
  • масть гнедая, рыжая.

Выращивание лошадей тяжеловозных пород

Основная особенность в процессе разведения таких лошадей заключается в том, что они круглогодично принимают участие в сельскохозяйственных работах. Взрослые кобылы работают 6 – 8 часов в сутки. За это время животное прерывается один раз на обед. От физического труда освобождаются только жеребые кобылы и самки в первый месяц выжеребки. Примерный распорядок дня трудоспособной кобылы выглядит так:

Время Действия
7:00 Подъем и уборка лошадей
8:00 Выход с ездовыми на работу
12:00 – 13:00 Перерыв с водопоем и выпасом
13:00 – 17:00 Продолжение рабочего дня
17:00 Выпас кобыл после завершения рабочего дня
20:00 Загон в стойло

Примечательным является тот факт, что в конце трудового дня на выпас отправляют только взрослых коней и кобыл. Жеребцам дают свежую скошенную траву в денниках. До четырехмесячного возраста жеребята сопровождают мать в поле и подсасывают ее по мере необходимости. Особей в возрасте полугода начинают более активно подкармливать «взрослой» пищей в виде овса, сена и специализированных кормов.

Кобыла на выпасе с жеребенком

Молодняк на фермах чаще всего выращивают группами. Это в 1,5 раза уменьшает затраты коневодов на:

  • уборку;
  • раздачу кормов;
  • чистку молодняка.

Содержат жеребят свободными в помещении с открытым доступом к улице. Привязывают их лишь на период кормления специализированными кормами.

После того, как молодняк привык к соседству с другими жеребятами, начинают проводить первые тренировки. Сначала их учат передвигаться переменным аллюром. Чередуя простой шаг и рысь, животные проходят до 4 км. Далее дистанция постепенно увеличивается до 8 км за тренировку. При этом нужно помнить, что возвращение в стойло должно происходить обычным шагом. Некоторые коневоды добавляют к занятиям и шаг галопом. Такие тренировки не должны длиться более трех минут.

Лошадь породы Шайр на тренировке

Тренируют молодых тяжеловесов шесть дней в неделю, оставляя один день на выходной. Исключением являются метели и гололедица. Такие погодные условия позволяют отменять занятия.

Испытания тяжеловозов

Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза

Среди отечественных тяжелоупряжных пород, которых, к слову, не так уж много, владимирский тяжеловоз является одной из лучших, если не лучшей. Однако, как и всякая тяжелоупряжная порода, владимирец обладает комплексом характерных достоинств и недостатков.

Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза

К числу достоинств следует отнести:

Недостатки породы очевидны и характерны для всех тяжеловозов:

Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза
  1. Низкие верховые качества. Конечно же, как и всякая лошадь, владимирец может без проблем ездить под седлом. Однако соревноваться в скорости с чистопородными скакунами он не может. Впрочем, рядовому поклоннику породы это вовсе и не нужно.
  2. Большие габариты. В некоторых ситуациях это может создавать проблемы. Людям невысокого роста банально может быть неудобно сидеть верхом на столь массивной лошади.

главных пород русских коней

В летописях Древней Руси сообщалось, что все лошади были поделены на милостных, сумных и поводных. Эти определения вполне могут считаться первыми конными породами. Но мы вспомним те, что известны и сегодня.

На милостных лошадях ездили князья, их присылали в качестве дорогого подарка за верную службу своим подданным, и только высшие чины дружины князей имели право обладать такой лошадью. Сумных лошадей использовали для перевозки грузов – сум, вьюков, военных походов.

Поводные лошади – товарные, отличались неповоротливостью, а потому годились лишь на то, чтобы их использовали исключительно в обозах. Лошадь на Руси ценилась невероятно высоко.

Так, в XI столетии князь Ярослав Мудрый издал сборник законов, в котором предписывалось виновному в убийстве чужой лошади уплатить в казну 12 гривен и еще 1 гривну пострадавшему. А что сегодня составляет основу отечественного коневодства?

Крупные, неприхотливые, пышущие здоровьем, как сами казаки, донские скакуны рождены для службы. Из них формируют полки кавалерии и конной полиции.

Их предок – степная лошадь, которую донские казаки улучшали за счёт турецких, персидских, карабахских, туркменских пород, попадавших к ним в 18-19-х веках в ходе русско-турецких войн. Затем их скрещивали с орловской породой, с чистокровными верховыми и арабскими полукровками.

Один из французских генералов – участников войны 1812-го года писал, что кони донских казаков «не уступают им в искусстве и кажутся частью их тела».

Создатель этой породы – граф Алексей Орлов-Чесменский. Он мечтал в одной лошади совместить красоту и грацию арабских скакунов с массивностью и мощью датской, голландской, норфольской и мекленбургской упряжных пород.

Родоначальником породы стал арабский жеребец Сметанка, которого граф выкупил у турецкого султана за 60 тысяч рублей. Для сравнения: в те времена конюх получал 3 рубля в год, а общий доход государства от торговли лошадьми составлял около 5 тысяч рублей в год.

Орловские рысаки широко распространились в России. Их использовали, в первую очередь, как коренников в русских тройках.

Русскую верховую можно назвать родной сестрой орловского рысака. Её создатель – также граф Орлов-Чесменский, а родоначальники – араб Сметанка и ахалтекинский жеребец Султан. Их скрестили с английской чистокровной и арабской кобылами соответственно.

Граф-коннозаводчик стремился создать лошадь, пригодную для войны и манежной езды. К концу XIX века русские верховые, тёмных мастей, грациозные, покладистые, были частыми призёрами не только российских, но и международных выставок.

главных пород русских коней

После революции и второй мировой войны порода практически исчезла, но в 80-е и 90-е годы была воссоздана.

Если русская верховая – сестра орловского рысака, то русский рысак – его сын. Эта порода сложилась в начале ХХ  века на основе орловской, скрещенной с американским рысаком и голландской фризской.

Американские рысаки, хоть и уступали орловским в красоте и грациозности, но первенствовали в скорости. Поэтому российские коннозаводчики повально стали скрещивать кобыл орловской породы с быстрыми американцами.

Их дети-метисы стали регулярно опережать орловских, но всё же оказывались медленнее американских рысаков.

За последние двадцать лет из-за несистематических скрещиваний русской и американской рысистых пород, резвость лошадей увеличилась, но изменился также их экстерьер: порода перестала быть чисто русской. Тем не менее, русский рысак остаётся самой распространённой породой в нашей стране.

Даром, что он мал ростом: лучше помощника, чем русский тяжеловоз, крестьянину не найти. Неприхотливый, плодовитый, скороспелый и в то же время энергичный, он способен тянуть груз весом до двадцати и даже до двадцати шести тонн. Он работоспособен, как небольшой трактор, но экономичнее его. Некоторые специалисты считают русского тяжеловоза идеальной лошадью тяжелоупряжного типа.

В «Мёртвых душах» Гоголь сравнивает со спинами вятских приземистых лошадей спину Собакевича. Вятская лошадь – одна из примитивных пород, то есть, пород, появившихся в результате естественного отбора, а не селекции. Вятская лошадь – житель лесной.

Появилась она, по одним версиям, при Петре Первом, по другим, и вовсе в 14-м веке. До появления орловских рысаков считалась лучшей упряжной породой. В русских тройках используются в качестве упряжных.

Вятские лошади способны бегать по глубокому снегу и, обладая спокойным нравом, не боятся детей.

Ещё одна аборигенная, примитивная порода – башкирская. Будучи коренным обитателем России, она, как и вятская лошадь, привыкла к нашим морозам. Зимой башкиры пасли коней в степи. Кони научились разгребать копытами снег и питаться подснежной травой.

Башкирские лошади были участниками Отечественной войны 1812-го года и заслужили славу резвых, смелых, послушных и решительных животных. В течение долгого времени они могли носиться галопом или рысью, позволяя всадникам совершать более продуктивные атаки.

Враги

К наиболее опасным для мустангов хищникам можно отнести волка и пуму. Эти животные достаточно большие, чтобы убить лошадь. Чаще всего они нападают на жеребят, старых и больных особей, освобождая тем самым табуны от наиболее слабых представителей. Меньшую опасность для этих созданий представляют койоты и лисы. Эти хищные звери нападают только на недавно рожденных жеребят, оставшихся без опеки матерей.

Однако самым грозным врагом мустангов являются люди. Охота на этих копытных была распространена в XIX и начале ХХ в., что чуть не привело к полному исчезновению популяции. Теперь эта разновидность лошадей находится под защитой закона.

Рекордсмены, прославившиеся крупными габаритами

Живший в 19 столетии Самсон, позже переименованный в Мамонта, уже давно умер. Ни одна лошадь не смогла опередить легендарного жеребца в этой категории на тот момент. Сегодня его рекорд побит.

Рассматривая 10 самых больших лошадей в мире, нельзя не упомянуть о Большом Джейке, жеребце из Бельгии. Его сперма оценивается в тысячи долларов, потому что этот конь настоящий гигант. При росте 2,17 метра он весит 1,6 тонны. Это самая высокая лошадь в мире.

Конь Диггер шайрской породы принадлежит королевской коннице. При росте 1,96 м он весит 1200 кг. Жеребцу уже исполнилось 12 лет, но он всё ещё растёт. Велика вероятность, что ему удастся установить мировой рекорд.

Конь по кличке Крекер шайрской породы привлекает внимание туристов и журналистов. Его рост в холке достиг отметки 1,98 м, а вес составляет 1 тонну 200 кг.

  • Бруклин Сьюприм;
  • Нордрэм Лэскомб;
  • Доктор Ле Жер;
  • Дюк;
  • Марокко;
  • жеребец По.

Сегодня титул самой крупной лошади в мире принадлежит Большому Джейку. Однако в Книгу рекородов Гиннеса могут попасть и другие кони, так как селекционная работа ведётся постоянно, на свет появляются новые жеребцы.

Фризская лошадь (Фриз)

Эту «чёрную жемчужину» вывели во Фрисландии (северная провинция Фризланд, Нидерланды). Удивительная красотка явилась на свет, ещё в XVI — XVII вв., после скрещивания Испанской лошадки и тяжёлой «холоднокровной» породы. Очень необычная, красивая, грациозная и добродушная порода. Особи этого вида достаточно высокие: в холке 1 м 50 см — 1 м 65 см, только вороной масти, крупная, массивная, с высокими ногами, с длинноватой спиной, большой головой и длинноватыми, но строгими ушами. Копыта чёрные и большие, на которые спадают длинные пышные щётки, обрамляющие сильные ноги. «Визитной карточкой» Фриза всегда были и есть длинные и густые грива и хвост.

Суффолк (Суффольк)

Из-за массивности туловища ноги коня кажутся короткими. Суффолки не слишком большие лошадки, чрезвычайно терпеливые и работящие. Масть традиционно каштановая с различными вариациями оттенков: медные, золотые, лимонные, мучнистые и другие. Характерная отметина из допустимых: звездочка на лбу или белые «носки». Прекрасно подходят для обучения детей верховой езде, поскольку неконфликтны и очень покладисты.

Суффолк (Суффольк)

Шайры — тяжеловозы номер один на планете, известные мировые лошадиные гиганты с прекрасной внешностью. Благородная, престижная для разведения и дорогостоящая английская порода. Активно принимают участвуют в соревнованиях, занимают призовые места. Отличие: обязательная оброслость ног, независимо от региона разведения. Масть в основном караковая или гнедая, но встречаются и другие окрасы. Характер норовистый, не приемлют силы, тяжело даются в упряжь.