Русские сани для лошади и телега. Делаем своими руками

Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.

Подготовительный этап – особенности выбора материалов

Прежде чем вы начнете делать сани, вам нужно выбрать материал для полозьев. Сделать их можно из дерева или метала. Если вы выбрали дерево, тогда его нужно подготовить и обработать. Для этого, вы должны обладать такими навыками работы с деревом.

Металлические полозья нужно выковать самому или заказать мастеру. После того, как у вас есть материал, вам понадобятся:

Подготовительный этап – особенности выбора материалов
  1. Металлические трубы,
  2. Листы фанеры,
  3. Уголок или металлический профиль,
  4. Краска или лак,
  5. Деревянные доски,
  6. Металлические листы,
  7. Чертежи,
  8. Инструменты для работы с деревом.

Убедитесь, что у вас есть все эти материалы и инструменты, иначе вы долго будите делать сани. Также вам нужно сделать чертеж саней, для этого можно скачать схему в интернете.

Совет! Если вы не хотите сами делать полозья, закажите их мастеру.

Что такое телега, её разновидности

Телегой называют повозку, которую тянет запряженный крупный рогатый скот. Еще телегу могут называть гужевой повозкой. Такой способ передвижения разрешен законом, по дорогам общего пользования.

Дрогами называют, длинную повозку без кузова. Тележку используют для перевозки людей. В ней есть сидения для пассажиров и извозчика. Полок используют для перевозки крупных предметов.

С развитием промышленности появилось большое разнообразие повозок. Однако существуют и более ранние транспортные средства, которые использовали для сообщения между крупными и мелкими городами. Для каждой из них предусмотрена особая технология изготовления.

Современная телега

Пассажирские

Наиболее известным средством передвижения является карета. В самом начале они использовались только для перемещения знатных людей. Спустя некоторое время кареты получили широкое распространение, их стали применять в качестве транспорта для общего пользования.

В дальнейшем этот вид пассажирского транспорта начал видоизменяться. Вместо небольших двухместных карет начали проектировать объемные конструкции с несколькими осями. Упоминания о них можно встретить в художественной литературе, увидеть в кино.

Четырехместная карета

Таблица 2. Разновидности повозок для дальнего перемещения

Название Страна Применение Характеристики

Кибитка

Первый раз была замечена у кочевников в России. Для продолжительных поездок в холодное время года. Кочевники использовали эту конструкцию для путешествий со своим грузом. При помощи такого транспортного средства можно было быстро установить сообщение между различными областями.

Дилижанс

Появился во Франции в промежутке между XVIII-XIX веками. Использовали для отправки посылок и писем в различные города. На таком транспорте могли перемещаться 7-8 человек. Это была единственная возможность быстро добраться до нужного пункта. Предусматривались кратковременные остановки.

Тарантас

Страной происхождения является Россия. Повозка появилась в XIX веке. Использовалась для перемещения людей по разным городам. Такое транспортное средство использовали даже при длительных поездках. Потому что конструкция позволяла добраться с минимальной тряской. Одновременно в такой телеге могли ехать 4 человека с багажом.

Фургон (вардо)

Появился в XVIII. Страна производства – Америка. Использовалось такое транспортное средство как временный дом для передвижения переселенцев. Такая пассажирская телега была накрыта специальным защитным шатром. Повозка не отличалась удобством. Однако на ней можно было быстро перемещаться при любой погоде.

Шарабан

Появился во французских городах в самом начале XIX века. Этот вид транспорта использовался для поездок на природу. Повозка с большим количеством мест для пассажиров и специальным защитным тентом.

Для быстрого перемещения пассажиров были созданы более маневренные телеги:

  1. Кэб. Небольшой экипаж с одной осью, в кабине одновременно находилось 2 или 4 пассажира.
  2. Дрожки. Легкий вариант телеги с двумя осями.
  3. Бричка. Повозка с одной осью, вмещала только пару человек и кучера.

Бричка

Важно было обеспечить города быстрым и доступным транспортом, поэтому на дорогах можно было встретить большое количество маленьких и больших повозок. Они выполняли функцию общественного транспорта или такси.

Грузовые

Грузовые конструкции значительно отличались от пассажирских повозок. Основное их преимущество было в большой вместительности. Самый старый тип повозки – двухколесная арба. Такие телеги были распространены в некоторых регионах Кавказа еще в XX веке.

Однако в процессе модернизации промышленности, грузовые телеги значительно усовершенствовали. Улучшенные конструкции передвигались за счет движения подшипников. А также были установлены прорезиненные колеса и тормоз. Благодаря чему на повозках можно было перевозить грузы около 1-1,5 тонны. До этого времени приходилось закреплять к повозке несколько коней.

Телега грузового типа

Безосные

Сани – это наиболее простой тип повозки, который не предусматривает колес. Перемещаться на подобном транспорте можно только по мягким снежным поверхностям, и использовали их только в зимнее время года. Сани обычно являлись именно пассажирским видом повозок, для перевозок грузов использовались дровни.

Собственно, само название говорит о том, что изначально на таких санях перевозили именно дрова, которые требовались зимой в большом количестве для того, чтобы топить печи. Иногда к такому транспортному средству крепили кузов и использовали в качестве кареты.

Простые дровни

Управление

Управление телегой помогает осуществлять специальная экипировка, соединяющая тело лошади с повозкой. Это снаряжение состоит из набора ремней и крепежных узлов, которые надеваются на переднюю часть животного и соединяются с человеком, управляющим повозкой. В качестве элементов управления выступают два ремня, идущие к рукам водителя.

Когда управляющий тянет за один ремень, упряжка оказывает тянущее воздействие на лошадь с той стороны, с которой находится задействованный ремень. Для того чтобы снизить тянущую нагрузку, конь поворачивает в ее сторону. Корпус животного упирается в оглоблю – длинную жердь, присоединенную к поворотному механизму, и приводит его в действие. Передняя ось вращается на центральном шарнире и поворачивается под углом к вектору движения повозки.

Из чего состоит сбруя?

Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло — для повозки.

Таблица 1. Основные элементы конской сбруи

Элемент Описание
Главная часть тягловой упряжи, используемой для прикрепления повозки или плуга. Представляет собой снаряд из двух деревянных изогнутых половинок, накладываемых на шею лошади. К хомуту присоединяют оглобли от возка. Накладывается на верхнюю часть спины, чуть дальше холки, служит для амортизации и смягчения толчков в то время, как лошадь тянет повозку. Закрепляется рядом с седелкой, служит для фиксации хомута и оглоблей. Амортизирующий элемент, который смягчает толчки от хомута во время поездки.
Ремень, опоясывающий круп лошади, который удерживает всю сбрую на теле во время резкого торможения. Длинный тонкий ремень, закрепленный на голове и соединенный с удилами и поводом. Железный короткий стержень, просовываемый рот лошади и закрепляемый между зубами. Пристегиваются к удилам и служат для управления конем. Предназначено для езды верхом, также служит средством защиты спины лошади от чрезмерных нагрузок. Иногда данный элемент используют и при запрягании животного в повозку.

Элементы конного снаряжения

Изготовление

Поэтапный вариант сборки зимних металлических саней:

  1. Изготавливаем полозья. Берем 2 железных трубы (нержавеющая сталь) диаметром 30–40 мм. Если длина саней 1,8 метра, труба должна быть 2,8 метра с учётом загибов. Трубогибом одинаково сгибаем трубы с передней стороны и загибаем на 20 см с задней — для хода назад.
  2. На полозья привариваем металлическую полосу шириной 4 см. Она будет служить для устойчивого хода по снегу.
  3. Изготовление стоек и поперечных перекладин. Количество стоек зависит от массы груза, который вы собираетесь перевозить. Возьмем 8 стоек (по 4 на каждую сторону) и 4 перекладины. Трубы диаметром 10 мм соединяем сваркой между собой и к полозьям. Высота от полозьев до места соединения с перекладинами 20-30 см. При скреплении стоек с полозьями учитывайте, что крайняя стойка не должна находиться на краю полозьев. Впоследствии это может привести к излому полоза.
  4. Изготовление кобылок. Из трубы нарезаются кобылки длиной 10-20 см. Привариваются к полозьям и перекладинам.
  5. На оглобле приваривается поперечная планка с петлями и крючками.
  6. Изготовление настила. Очень простой вариант взять фанерный лист. Вырезать по ширине и соединить металлическими болтами с поперечными перекладинами. Можно взять металлический лист и приварить его к перекладинам и стойкам, но это сильно утяжелит конструкцию.
  7. Покрасить.

Как правильно запрягать коня

Обычно русские сани по своему строению очень похожи на телегу. Они оборудованы оглоблей и дугой. Именно поэтому метод запрягания коня у них полностью одинаковый. В случаях, когда необходимо запрячь тройку лошадей, применяется троечная упряжь, в которой коренник обязательно запрягается в оглобли, а две другие лошади пристегиваются за шлеи.

Но необходимо заметить, что в Украине сани применялись рабочие с комбинированной дышловой и постомочной упряжью. Главным отличием подобной упряжи является наиболее простая конструкция, в которой вместо оглобли применяется только дышло, расположенное посредине саней, а конь пристегивается за постромки.

Как правильно запрягать коня

Порядок, запряжки лошади следующий:

  1. Подобно случаю с телегой обязательно вначале надевается уздечка на коня. Но в зимний период необходимо погреть в ладони металлический трензель, чтобы при очень низкой температуре он не травмировал нежные ткани рта коня.
  2. Далее на тело лошади надевается шлея с постромками. Необходимо завести коня к передней части саней справа от дышла, а потом за специально вдетые кольца пристегнуть постромки.
  3. Специально изготовленная цепь или ремень, которые принято называть нашильником от дышла, надевается на голову коня и располагается в наиболее узком отделе шеи. Это место находится сразу за затылком лошади.
  4. В конце пристегиваются вожжи и конные сани можно считать готовыми к применению.

Разновидности телег

С развитием промышленности появилось большое разнообразие повозок. Однако существуют и более ранние транспортные средства, которые использовали для сообщения между крупными и мелкими городами. Для каждой из них предусмотрена особая технология изготовления.

Пассажирские

Наиболее известным средством передвижения является карета. В самом начале они использовались только для перемещения знатных людей. Спустя некоторое время кареты получили широкое распространение, их стали применять в качестве транспорта для общего пользования.

В дальнейшем этот вид пассажирского транспорта начал видоизменяться. Вместо небольших двухместных карет начали проектировать объемные конструкции с несколькими осями. Упоминания о них можно встретить в художественной литературе, увидеть в кино.

Таблица 2. Разновидности повозок для дальнего перемещения

Название Страна Применение Характеристики
Первый раз была замечена у кочевников в России. Для продолжительных поездок в холодное время года. Кочевники использовали эту конструкцию для путешествий со своим грузом. При помощи такого транспортного средства можно было быстро установить сообщение между различными областями. Появился во Франции в промежутке между XVIII-XIX веками. Использовали для отправки посылок и писем в различные города. На таком транспорте могли перемещаться 7-8 человек. Это была единственная возможность быстро добраться до нужного пункта. Предусматривались кратковременные остановки. Страной происхождения является Россия. Повозка появилась в XIX веке. Использовалась для перемещения людей по разным городам. Такое транспортное средство использовали даже при длительных поездках. Потому что конструкция позволяла добраться с минимальной тряской. Одновременно в такой телеге могли ехать 4 человека с багажом. Появился в XVIII. Страна производства – Америка. Использовалось такое транспортное средство как временный дом для передвижения переселенцев. Такая пассажирская телега была накрыта специальным защитным шатром. Повозка не отличалась удобством. Однако на ней можно было быстро перемещаться при любой погоде.
Появился во французских городах в самом начале XIX века. Этот вид транспорта использовался для поездок на природу. Повозка с большим количеством мест для пассажиров и специальным защитным тентом.

Для быстрого перемещения пассажиров были созданы более маневренные телеги:

  1. Кэб. Небольшой экипаж с одной осью, в кабине одновременно находилось 2 или 4 пассажира.
  2. Дрожки. Легкий вариант телеги с двумя осями.
  3. Бричка. Повозка с одной осью, вмещала только пару человек и кучера.

Важно было обеспечить города быстрым и доступным транспортом, поэтому на дорогах можно было встретить большое количество маленьких и больших повозок. Они выполняли функцию общественного транспорта или такси.

Грузовые

Грузовые конструкции значительно отличались от пассажирских повозок. Основное их преимущество было в большой вместительности. Самый старый тип повозки – двухколесная арба. Такие телеги были распространены в некоторых регионах Кавказа еще в XX веке.

Однако в процессе модернизации промышленности, грузовые телеги значительно усовершенствовали. Улучшенные конструкции передвигались за счет движения подшипников. А также были установлены прорезиненные колеса и тормоз. Благодаря чему на повозках можно было перевозить грузы около 1-1,5 тонны. До этого времени приходилось закреплять к повозке несколько коней.

Телега грузового типа

Безосные

Сани – это наиболее простой тип повозки, который не предусматривает колес. Перемещаться на подобном транспорте можно только по мягким снежным поверхностям, и использовали их только в зимнее время года. Сани обычно являлись именно пассажирским видом повозок, для перевозок грузов использовались дровни.

Собственно, само название говорит о том, что изначально на таких санях перевозили именно дрова, которые требовались зимой в большом количестве для того, чтобы топить печи. Иногда к такому транспортному средству крепили кузов и использовали в качестве кареты.

Подведем итоги

Туристический бизнес на территории нашей родины всегда процветал, ведь увидеть ее необъятные просторы и оценить красоту городов мечтают многие гости из-за рубежа. Если вашим призванием оказалось животноводство, вы также можете получить прибыль от туристического сегмента, сделав своими руками модный ретро-транспорт.

Предлагать свои услуги туристам не придется. Как только они увидят роскошную карету или романтичную деревенскую повозку с лошадью и кучером, не будет отбоя от желающих прокатиться.

Приобрести элементы для постройки кареты можно в строительных магазинах любого города и поселка. Помните, ключ успеху заключается в упорстве. Удачи вам!

Подведем итоги

Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.

[ Скрыть ]

Строение саней

Сани для упряжки лошади состоят из множества деталей, но их перечень зависит от конструкции. Строение повозки может быть каким угодно, учитывая существующие разновидности и неограниченную фантазию. В конструкции могут быть:

  • полозья;
  • подрезы;
  • кованные скобы;
  • рама;
  • копылы;
  • планки;
  • боковые отводы;
  • поперечины отводов;
  • настил;
  • щитки;
  • поперечные доски щитка.
Строение саней

Основная часть — полозья, средняя длина которых в загнутом состоянии 2,25 м, при этом загнутая часть обычно не длиннее 80 см. Копылы нужны для крепления рамы, так же, как и планки. Щитки защищают от снега.

Ниже представлен простой чертёж саней для упряжки лошади:

И ещё одна простая схема саней из дерева:

Строение саней

Основы правильной седловки

Каждая из частей амуниции появилась не случайно. Седлают коней тоже проверенными способами. Выделяют несколько основных методов. Отличаются они по целям верховой поездки и типу седла.

Любой вид седловки, в целом, — стандартная процедура. Коням она почти всегда не нравится, многим начинающим всадникам тоже. Перед тем как седлать лошадь, запасаются терпением и осваивают обязательные правила. Сначала понадобится установить контакт с конем и разобраться в амуниции.

Важно научиться тому, как правильно седлать лошадь. От качества работы зависят комфорт, безопасность и человека, и скакуна.

Читайте также:  Как лечить пролежни в домашних условиях?