Виды, элементы и особенности конской сбруи

Лошади пользуются особой популярностью в домашних хозяйствах, а особенно – в деревнях.

Из чего состоит сбруя

Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках.

Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.

Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.

Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.

Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.

Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.

Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.

Чересседельник проходит через седелку и двумя концами закрепляется на оглоблях. Этот элемент поддерживает массу дуги, хомута и оглобель на спине, а еще часть тяглового усилия передаёт на седелку. Подбрюшник и чересседельник – это по сути два соединенных кольцом ремня, которые одеваются петлей чересседельника на оглоблю.

Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.

Особенности конструкции

Первые телеги, использовавшиеся несколько веков назад, имели деревянные колеса, которые изготавливались в двух конфигурациях: из цельного дерева, путем соединения досок в щит, и с использованием обода со спицами. Последний вариант был более эффективным. Такие колеса имели меньший вес, а за счет спиц лучше гасили вибрации.

Для увеличения срока службы обод колеса покрывался металлическим обручем, что защищало его от деструктивных повреждений, возникавших при соприкосновении с дорожным покрытием.

Современные аналоги тележных колес имеют более продуктивные характеристики. Их обод изготавливается из легких металлов и оснащается воздушной камерой с резиновой покрышкой, что значительно снижет нагрузки, оказываемые на тягловое животное и повозку.

Общая конструкция современной телеги предполагает наличие следующих элементов:

Телеги бывают двух типов: одноосными и двухосными.

Одноосная бричка – двухколесная повозка облегченного типа, оснащенная одной поперечной осью, на концах которой закрепляются колеса. Корпус такой повозки бывает двух видов: пассажирским и грузовым.

В первом случае на ось телеги устанавливается платформа, служащая основанием для блока сидений. Большинство вариантов одноосной брички оснащается двумя пассажирскими местами. Это обусловлено тем, что такое количество мест эффективно вписывается в конструкцию и позволяет сохранять равновесие.

Во втором случае на телегу устанавливается платформа, служащая основанием для грузового кузова. В большинстве вариантов в качестве такого кузова используется щитовой настил, оборудованный легкими боковыми бортами. На такой повозке перевозятся различные грузы сельскохозяйственного назначения: сено, навоз, строительные материалы.

Одноосная телега является малогабаритным транспортным средством. С ее помощью можно перевозить грузы, имеющие небольшую массу.

Двухосные повозки считаются многофункциональными и обладают свойствами высокой грузоподъемности. Конструкция таких телег предполагает наличие более сложных механизмов. Так как они оснащены двумя парами колес, возникает необходимость в устройстве, которое позволяло бы телеге совершать поперечные повороты.

Для обеспечения поворотной функции передняя ось телеги совмещается с поворотным механизмом, который приводится в действие оглоблями, прикрепленными к телу лошади. В работе механизма ключевую роль играет допустимый угол поворота, а также размер колес. Для повышения поворотных функций размер переднего колеса должен быть в полтора-два раза меньше заднего.

Такой подход позволяет снизить радиус поворота телеги и повысить эффективность ее использования на дорогах общего пользования.

Оглобельно-дуговая запряжка

До того, как запрягать лошадь таким способом, нужно обязательно проверить повозку или сани.

Также подлежат внимательному осмотру гужи на хомуте. Их длину нужно отрегулировать таким образом, чтобы при запряжке животного супонью была возможность стянуть клещи хомута и прикрепить на оглоблях дугу. Далее на лошадь нужно надеть уздечку, застегнуть ремень на подбородке, а в рот вставить удила.

Если Вы запрягаете лошадь на морозе зимой, то удила нужно сначала согреть теплом ладони, а уже потом вставлять лошади в рот. После на животное нужно надеть седелку, причем двигать ее надо по направлению роста шерстки от холки к спине.

После этого нужно пристегнуть подпругу к горту седелки. Хомут нужно надевать клещами вверх на голову. Повернуть хомут клещами вниз нужно только после того, как голова полностью пройдет через отверстие хомута.

Обязательно нужно делать это по направлению роста гривы. Далее следует расправить шлею и достать из-под шлеи и хомута хвост и гриву.

Читайте также:  Инновации в технологическом проектировании ферм КРС

После выполнения всех этих действий в одну руку следует взять повод уздечки, а в другую – вожжи, дугу, подбрюшник и чересседельник и так выводить лошадь из конюшни.

Перед тем, как запрячь животное, на левую оглоблю следует надеть подбрюшник и чересседельник так, чтобы интервал между ними и концом оглобли был приблизительно 40 – 50 см. После этого нужно положить оглоблю на левый гуж хомута. Должна образоваться петля, в которую необходимо продеть ветвь дуги, а саму дугу перенести через шею лошади.

нужно поднять правую оглоблю с земли, приложить ее к правой ветви дуги и обхватить конец дуги через оглоблю сверху гужом. Расстояние между дугой и концами оглобли должно быть одинаковым.

Супонь нужно обматывать дважды вокруг клещей хомута и затянуть ее так, чтобы клещи сошлись. В случае необходимости, для того, чтобы стянуть супонь, можно упереться в правую клещу ногой, а супонь затянуть силами рук и корпуса.

Далее следует обмотать супонь еще один раз, а ее свободный конец нужно просунуть между клещами и супонью и протянуть его под супонь. Протягивать супонь нужно так, чтобы оставалась небольшая петелька. Потом нужно протянуть конец супони в обратную сторону, а оставшийся конец обмотать вокруг петли.

Делать это нужно для того, чтобы, в случае необходимости, супонь можно было распустить всего одним движением. После того, как Вы затянете супонь, нужно проверить крепко ли держится на оглоблях дуга. Для проверки нужно всего лишь удалить рукой дугу, она не должна отклоняться.

Если же дуга держится плохо, то ее нужно снять и укоротить гужи.

В случае невозможности стянуть клещи, то гужи нужно наоборот прибавить. Важно проследить за тем, чтобы шея лошади не стягивалась хомутом. Чересседельник нужно продеть через седельные кольца, пропустить его под оглоблю справа и подтянуть так, чтобы между хомутом и холкой, хомутом и шеей можно было вставить 2-3 пальца.

Конец чересседельника нужно обмотать вокруг оглобли, при этом также нужно оставить петлю для быстрого распускания.

Также интересно прочитать про лучшие масти лошадей

Подбрюшник нужно пускать через шлевку подпруги, туго подтянув к оглобле справа.

Повод нужно скрестить и перебросить через шею, продевая в дуговое кольцо. Повод можно пропускать только с одной стороны там, где нет гривы.

Для этого нужно протянуть его через уздечный ремень на подбородке, а конец продеть через дуговое кольцо, обматывая вокруг дуги или прямо привязывая к правой оглобле.

Подов не должен создавать препятствий для движений головы.

Вожжи нужно протягивать поверх гужей чересседельника с обеих сторон шеи и пристегнуть их к удильным кольцам.

Особенности телеги

Телега или подвода чаще всего представляет четырехколесный вид грузовой повозки. В качестве пассажирского транспорта из-за своей неудобной конструкции используется редко. Важно отметить, что сегодня понятие «телега» часто используется как обобщенное, называющее любую конную повозку. Однако на самом деле — это название одноконной четырехколесной безрессорной повозки, грузоподъемностью в 500-700 килограмм. Чаще всего используется оглобельная и дышловая упряжка.

Несмотря на свою примитивность, телега и сегодня является неотъемлемым видом грузового транспорта во многих регионах страны. Имея сложную конструкцию, она используется как в частном домашнем хозяйстве, так и на фермах. Например, в такой повозке легко перевозить сено и грузы в пределах одного хозяйства. А телеги для тяжеловозов могут свободно использовать для перевозки несколько тонных грузов (чаще всего 2 тонны).

Предположительно, что первые телеги возникли в 12 веке. С того времени их основная конструкция и назначение мало чем изменились. Современные телеги, как и раньше, изготавливаются из дерева с металлической нижней конструкцией. Колеса резиновые рессорные, при этом передние зачастую немного меньше, чем задние. Различают бортовую и платформенную телегу.

Телега или подвода чаще всего представляет четырехколесный вид грузовой повозки. В качестве пассажирского транспорта из-за своей неудобной конструкции используется редко

Важно отметить, что сегодня понятие «телега» часто используется как обобщенное, называющее любую конную повозку. Однако на самом деле — это название одноконной четырехколесной безрессорной повозки, грузоподъемностью в 500-700 килограмм

Чаще всего используется оглобельная и дышловая упряжка.

Из чего состоит и какая бывает упряжь для лошади?

Дуга является основной частью упряжи (упряжки), скрепляет оглобли с хомутом. Её, при острой необходимости и определённых навыках, можно сделать самостоятельно. В идеале купить эту часть экипировки, изготовленную профессионалами. Необходима дуга для удержания гужей перпендикулярно хомуту. Это позволяет предупредить травму шеи лошади при езде по неровной дороге. Упряжная езда без дуги недопустима.

Парадная дуга для упряжи

Для дуги подходит древесина вяза. Также могут быть использованы берёза, дуб и лещина. Заготовить древесину надо в период самого начала сокодвижения. Дерево распиливают на заготовки. Края заготовок обтесывают, придавая им нужную форму.

Сгибают заготовку, предварительно распарив, так как без этого она треснет. Удобнее всего распаривать дугу в бане. Для сгибания используется сгибальный станок. Сгибать дугу надо без рывков. Делают это вдвоём или втроем. Когда заготовка сгибается тяжело, её вновь распаривают.

После того как дуга согнута, её концы фиксируют при помощи проволоки и оставляют до высыхания древесины. Высохшую дугу снимают со станка и производят окончательную обработку. Её шлифуют и красят. В старину дуги расписывали и украшали сложно резьбой. При художественных способностях это можно сделать и сейчас, превратив эту часть упряжи в эксклюзив. Колокольчик или бубенчик обязателен на дуге, и его крепят на зге (металлической петельке).

Лошадь в упряжке

Самостоятельное изготовление дуги оправдано только в том случае, если хозяин лошади любит и умеет работать с деревом, а также готов затратить на работу много времени. Упряжь для лошади необходима даже если впрягают её редко.

В городе умение запрягать лошадь пригодится немногим. Разве что люди, организующие катание на лошадях как досуг, должные обладать этими навыкам. А вот жители сельской местности до сей поры нередко используют этих животных при ведении своего хозяйства, поскольку кони зачастую дешевле, чем постоянно требующие заправки трактор или автомобиль.

Вид конного экипажа сегодня вызывает у нас ностальгию и романтику. Поэтому прокатиться в повозке, запряженной парой или даже четверкой удалых скакунов, хотели бы многие. Кстати, покат конного экипажа может стать неплохим бизнесом. Однако наличие самих лошадей и повозки недостаточно для успешной езды – необходимы также глубокие знания в области специальной сбруи, ее строения и использования. Что такое упряжь и сбруя для лошадей, а также ее виды, узнайте в нашем обзоре.

Читайте также:  Дикие лошади: особенности и среда обитания

1 Из чего состоит сбруя2 Виды сбруи2.1 Одноконная2.2 Постромочно-дышловая2.3 Постромочная2.4 Тачаночная2.5 Комбинированая2.6 ЦУГ3 Видео «Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь» Из чего состоит сбруяОбычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров.

На сегодняшний день многие дачники и садоводы убедились в удобстве и простоте использования парников. Рассада, выращиваемая в таких маленьких теплицах, показывает хорошие результаты по всхожести, лучше растёт и развивается. Кроме того, растения лучше адаптируются к составу грунта, закаливаются. В этой статье речь пойдёт о дугах, служащих основой конструкции: какие материалы можно использовать и как соорудить мини-теплицу из того, что под рукой.

Несколько слов о хранении упряжи

Первое правило, которое должен знать хозяин лошади следующее: снятую упряжь класть на землю нельзя. Ее следует отнести в кладовую (шорную) и повесить на специальные деревянные крюки, размещенные так, чтобы сбруя не касалась стены и пола. Время от времени упряжь осматривают и в солнечный день смазывают керосином все металлические части, а затем натирают сухой суконной тряпкой. Смазанная упряжь должна проветриваться около часа.

Итак, любой хозяин, купивший лошадь, должен научиться самостоятельно ее запрягать. Освоить эту премудрость немного сложно, ведь очень много непонятного. Однако, во всем можно разобраться, почерпнув информацию на многочисленных Интернет-форумах. К знаниям следует добавить и любовь к животным, ведь держать лошадь и не любить ее нельзя.

Седло

Сделать седло своими руками сложно, и без острой необходимости заниматься этим не следует. Профессионально сделанное, оно безопасно для коня и седока. Самостоятельно изготовить качественное седло может только человек, связанный с профессиональным производством. Как сделать седло для лошади есть много рекомендаций.

Седло

Прежде чем начать делать седло для лошади своими руками, изготавливают его макет. Для него плотную проволоку прикладывают к спине животного за холкой и прогибают чётко по контуру тела. Далее по полученному лекалу переносят очертания на картон. Из картона вырезают макет, который прикладывается к спине животного. Он должен совершенно точно повторять все изгибы. После по макету изготавливают ленчик и далее собирают седло.

Ленчик седла

Правильно сделать седло у любителя не получится. Экономить на этом предмете экипировки нельзя, и надо всё же покупать качественное седло, произведённое мастером.

Как правильно седлать лошадь (седловка)

Советы любителям лошадей

Лошадь, содержащаяся в конюшне и вынужденная работать в прокате, обычно имеет свое седло. Начинающему всаднику, скорее всего, предложат учебное строевое или универсальное спортивное седло. Разница лишь в том, что строевое не содержит деталей прилегающих к холке и позвоночнику, что облегчает нагрузку на спину и несколько упрощает седловку. Сам процесс надевания седла совсем несложен, но как и в любом деле имеет свои правила и тонкости.

Перед седловкой лошадь следует почистить от носа до хвоста. Вопрос о том, что надевают первым — уздечку или седло, задают все начинающие всадники. Ответ таков: если лошадь стоит на развязке, то удобнее сначала седлать, а потом заниматься уздечкой. Если седловка проходит в деннике, то сначала обуздание, а потом надевание седла. Тренер перед занятием должен проверить состояние холки и спины лошади. И только после того, как лошадь «допущена» к занятиям, приступайте к седловке.

Этапы седловки лошади

  1. Проведите рукой от холки до поясницы, чтобы убедиться, что на спине, где будет лежать седло, нет неровностей и шероховатостей, соринок и пр., что может привести к наминам, натираниям и травмам. Следует также проверить область, где будут подпруги, на предмет загрязнений и слипшейся шерсти.
  2. Возьмите вальтрап, он должен быть чистым, даже маленькая соринка на внутренней стороне вальтрапа может натереть кожу спины до крови, что вследствие может вывести лошадь из строя. Поэтому основательно осмотрите вальтрап прежде чем класть его на спину лошади. В некоторых клубах (особенно, поддерживающих направление вестерн) вместо вальтрапа могут предложить тонкое одеяло, сложенное пополам, оно также должно быть абсолютно чистым и не иметь складок. Вальтрап или одеяло служит подкладкой под седло, впитывает пот, лишь в некоторых случаях конники подкладывают несколько вальтрапов, чтобы таким образом подогнать слишком широкое седло под узкую спину. Кладется вальтрап на холку и немного сдвигается кзади. Ни в коем случае, не делайте наоборот (кпереди), то есть против шерсти.
  3. Седло берется на левую руку, к лошади следует подходить строго слева. Стремена должны быть подтянуты, то есть подняты по внутреннему ремню путлища (Ремню, на котором стремя привешивается к седлу ) вверх, а свободные петли самих путлищ продернуты в стремена. Подпруги собраны и лежат на седле. Потник (обычно заправлен в седло) должен быть расправлен.
  4. Седло кладется ближе к холке, и также как вальтрап слегка продвигается кзади. Если седло не легло с первого раза, процесс проделать снова. Переносите седло на руку, поправляете вальтрап, проверив спину лошади на предмет неровностей и снова кладете седло от холки, плавно поправляя его по направлению к крупу.
  5. Проверьте потник с обеих сторон, он не должен загибаться под седло. Потник и вальтрап должны быть равномерно видны из-под седла со всех сторон.
  6. Следующим этапом являются подпруги. Их может быть две, а может быть одна широкая, но с двумя пряжками. Подпруги спускают на правую сторону лошади и расправляют их, если они перекручены. Расправив, переходите на левую сторону и подтягиваете к себе первую (ближнюю к передним ногам) подпругу. Если используется мартингал, то нижняя петля нагрудника проходит через эту подпругу и только после этого её закрепляют к первой приструге, постепенно утягивая. Расстояние между подпругой и передними ногами должно быть приблизительно с ладонь. Вторая подпруга (если она есть) накладывается внахлест или на совсем небольшом расстоянии, параллельно первой. Подтягивание подпруг происходит в несколько этапов. Вероятно, вы столкнетесь с хитростью и протестом лошади, которая не хочет седлаться, она просто надует живот и вы не сможете пристегнуть подпругу даже к первой дырочке на приструге. Очень часто конюхи поступают жестоко, коленом бьют под брюхо лошади и она «сдувается». Не делайте этого! Дайте коню кусочек моркови или яблока, он начнет жевать и живот сам по себе сдуется. После того, как у лошади затянуты подпруги, следите за тем, чтобы она не опускала голову. Это грозит травмой, называемым «заподпруживанием». Помните, что нельзя оставлять оседланную лошадь одну в деннике, кроме опускания головы, она может лечь и сильно повредить себе спину и ребра. Оставленной без внимания лошади ничего не стоит зацепиться стременем (даже правильно собранном на седле), испугаться, рвануть и повредиться.
Читайте также:  Инфекционная болезнь рожа у свиней ее признаки и лечение

Казачьи, вольтижировочные, испанские, да даже конкурные седла имеют свои особенности. Обязательно получите несколько мастер-классов по седловке, прежде чем седлать самостоятельно. Лучше, если поначалу вам будет кто-то помогать, хотя бы для того, чтобы успокаивать лошадь и подавать подпруги.

Особенности использования веревочного недоуздка

Недоуздок из веревок чаще всего применяют для наиболее нежных и чувствительных лошадок. У коневладельца есть выбор, приобрести изделие в магазине или же сделать его своими руками в домашних условиях, для этого подойдут капроновые нити или бечевки, используемые в яхтенном спорте. Конечно, если в хозяйстве насчитывается несколько особей, говорить о плетении веревочного недоуздка для лошади своими руками не приходится, проще всего купить готовый, чем связать. Всем, кто отдает предпочтение именно такому варианту, стоит обратить внимание на фирму производителя Шляйх, отзывы об их изделиях в своем большинстве положительные.

Оглобельно-дуговая запряжка

Запряжка оглобельно-дугового типа считается традиционным способом. Кстати, она является исконно русским вариантом. Чтобы понимать, как запрягать лошадь, необходимо сначала знать, из каких деталей состоит конструкция. Обязательно необходимо проверить наличие всех элементов. Непременно должен быть хомут на лошадь с гужами. Также требуется нарытник, дуга, седелка и прочие детали. Хомуты подбирают для всех лошадей, исходя из индивидуальных параметров каждой. Эта конструкция должна аккуратно прилегать к плечам лошади. Если деталь слишком большая, то ее сужают внутри, нашивая войлок. Если же конструкция мала для коня, то ее нельзя использовать с телегой. Чересседельником тоже не нужно пользоваться без седелки, так как тонкий ремешок сильно натирает кожные покровы. Его необходимо натягивать и пропускать через верх седелки. Сбруя должна быть полностью собрана. Эта деталь равномерно распределяет давление на тело лошадей.

Сейчас существует несколько видов таких транспортных средств

Каждая деталь имеет свое место и последовательность при надевании. Чтобы запрячь коня, необходимо выполнить такие действия:

  1. Начинать полагается с надевания узды. В холодную пору предварительно требуется согреть трензель. Иначе остывшее железо может навредить тканям.
  2. Теперь запряжка идет следующим образом: взять упряжь в левую руку, в правой расположить седелку, которую полагается класть на спину лошадей. Сначала положить на область, которая располагается ближе к холке, а потом расправить шерсть и подвести деталь дальше.
  3. Передняя часть седелки должна располагаться выше, чем холка, а задняя, наоборот, должна лежать ниже на спине — примерно между 9 и 15 ребром.
  4. Шлею седелки расправить и установить примерно в 10 см от локтя коня. Подпругу затянуть так, чтобы между туловищем и подпругой можно было просунуть 2 пальца.
  5. Затем полагается надевать на лошадь хомут. Его следует развернуть нижней стороной наверх и продеть через голову коня. Когда деталь будет наравне с узкой частью шеи, то необходимо перевернуть хомут и правильно установить. Затем расправить шерсть и набросить шлею на тело животного.
  6. Теперь необходимо заводить лошадь в оглобли. Концы должны располагаться примерно возле гужей.
  7. С правой стороны необходимо закрепить чересседельник за петли. Потом то же самое сделать и с другой стороны.
  8. В левой руке держать гуж, при этом взять аккуратно конскую дугу. Ее полагается аккуратно подвести под левую оглоблю и обогнуть против часовой стрелки. Затем концы затянуть в петли. Те же действия повторить только с другой стороны, чтобы установить правую оглоблю.
  9. Теперь необходимо подойти к лопатке коня, взять супонь и затянуть 2 конца хомута. Обязательно проверить, достаточно ли гужа. Если концы не получается сомкнуть, то необходимо удлинить сам хомут. Если же концы сомкнулись, то дуга плохо расположена, тогда рекомендуется укорачивать гужи.
  10. К уздечке необходимо пристегнуть вожжи, которые можно продевать через среднюю часть дуги, если запряженная лошадь послушная. Если же она плохо слушается, то лучше всего сделать это с наружной стороны.
  11. Необходимо следить, чтобы гужи располагались позади дуги, не спереди. Обязательно следует проверить телегу для лошади на устойчивость и подвижность.

Есть и другой вариант — постромочно-дышловая запряжка. Такой вариант применяется, когда работа осуществляется одновременно с 2 конями. К примеру, это используется в сельскохозяйственных работах. Но чтобы так запрячь лошадь в телегу, необходимо дышло. Это оглобля одиночного типа, которая будет располагаться в середине. К ней и пристегивают каждого животного: конь должен стоять смирно. Главными деталями такой упряжки являются постромки, нашильники и нагрудники. Если нужно разобраться, как правильно запрягать лошадь в такую конструкцию, то алгоритм действий следующий:

  1. Надеть уздечки и хомуты.
  2. Расставить лошадей с обеих сторон от дышла.
  3. Надеть на дышло нашильник от каждого коня и зафиксировать его в кольцо нагрудника. Нашильники будут контролировать то, как натягивается постромок. Кроме того, они закрепляют хомут.
  4. Зафиксировать нагрудники за постромки и хомут.
  5. Пристегнуть вожжи на уздечку.

Постромочная запряжка — это еще один вариант, самый простой, так как отсутствуют оглобля, дышло, дуги. В большинстве случаев такой метод называют пристяжкой. Ее используют и для телеги, и для экипажа, и для различного оборудования, которое применяется в сельскохозяйственных работах (например, плуг и борона). Нет ничего сложного в том, чтобы запрячь лошадь таким методом. Суть заключается в том, что необходимо надеть на лошадь шлею и зафиксировать ее к кольцу телеги. Сама схема надевания шлеи напоминает схему оглобельно-дуговой упряжи.