Виды и породы лошадей тяжеловозов — описание и характеристики

Для тяжелых полевых и хозяйственных работ, а также перевозки крупных грузов была специально выведена массивная порода лошадей, которая получила название тяжелоупряжная. В народе таких животных именуют «тяжеловозами» и самая известная из них — владимирская гнедая. Этот конь обладает уникальными природными данными и отличительными внешними чертами, его универсальность используют в сельском хозяйстве и других отраслях.

Краткая история селекции

В 40-х годах XIX века из Бельгии в Россию стали завозить некрупных тяжелоупряжных лошадей – арденов. Они быстро получили распространение, хотя и имели ряд экстерьерных недостатков. В 1904 году уже более 300 российских хозяйств и конных заводов занимались разведением арденов, но в разнообразных помесях – с першеронами, брабансонами. Орловский рысак также поучаствовал в улучшении качеств русских арденов.

В результате многолинейного скрещивания порода приобрела собственные черты и заслужила признание на международных выставках. Революция 1917 года на несколько лет прервала племенную работу. Возобновилась она уже в новых условиях и завершилась только в 50-х годах XX века регистрацией породы, которую назвали русский тяжеловоз. Сегодня основная работа с ней ведётся ВНИИ коневодства.

Экстерьер

Масть у бретонцев преимущественно рыжая. Они прекрасно приспосабливаются к любому климату и условиям. У них красивые, выразительные глаза, мощные части тела и короткие, мускулистые передние и задние конечности с большими копытами. Голова большая с правильным профилем, большими, открытыми ноздрями и низкими маленькими ушками. Такое физическое строение лошадей позволяет им не только работать на фермах и служить источником мяса, но и быть упряжными конями.

Бретонские тяжеловозы невысокие и трудолюбивые. Они распространились повсеместно, но особенно пользуются спросом в Италии, Испании и у японских фермеров.

История происхождения

Еще в период средневековья началась история этой удивительной породы лошадей. Рыцарям, в их массивных железных доспехах и с тяжелой амуницией, не подходили обычные ездовые лошади, чьи спины с трудом могли выдерживать столь тяжелую ношу. Именно спрос на боевых коней, которые смогли бы с легкостью справляться с тяготами боевых походов, предопределил выведение породы тяжеловозов.

Масса первых лошадей этой породы достигала тонны, а их рост был приближен к двум метрам. Подобные габариты сказались на рабочих качествах животных: они с трудом могли преодолевать даже незначительные расстояния, не способны были к прыжкам, а быстрый бег и вовсе был для них недоступен. Специалисты склонны считать, что именно эти животные были потомками современных брабансонов, першеронов и шайров.

Со временем люди в полной степени оценили великолепные качества породы. Дальнейшая селекция начала работу над выведением сильных, невероятно спокойных, выносливых лошадей, которые смогли бы выполнять всевозможные работы, перевозить грузы.

История происхождения

Многие страны выводили тяжеловозов. Видовое разнообразие их достаточно широкое, однако в основе селекции лежат именно шайры, першероны, брабансоны.

При селекции современных пород тяжелоупряжных коней использовали 4 породы, отличающиеся хорошими рабочими характеристиками.

к оглавлению ↑

Арденская лошадь

Отличительные особенности породы:

  • выносливость;
  • нетребовательность;
  • универсальность;
  • резвость;
  • высокая подвижность.
История происхождения

Своим названием порода обязана гористой местности, располагающейся на территории Бельгии и Франции.

Согласно историческим раскопкам, в этом районе лошади, схожие по экстерьеру с арденами, водились около 2000 лет назад. Ранее ардены были не столь массивны, поэтому их часто использовали под седло. Даже Наполеон высоко ценил эту породу. Ее выдержка и энергия стали незаменимыми при боевых действиях. Сегодня встречается два типа арденов: малый и тяжелый.

к оглавлению ↑

Бельгийская тяжелоупряжная

Больше остальных пород отвечает современным требованиям к рабочей лошади. Порода повсеместно распространена в Бельгии под названием бельгийский тяжеловоз. В Бельгии сегодня существует только один вид тяжелоупряжных лошадей схожих по экстерьеру, но немного отличающихся по весу и росту.

Читайте также:  Как правильно содержать пчёл в альпийских ульях

Особенности бельгийского тяжеловоза:

История происхождения
  • крепкое телосложение;
  • сухость ног;
  • глубокое туловище;
  • крепкий массивный костяк;
  • широкий круп;
  • относительно короткая спина;
  • широкие запястья и суставы;
  • крепкое копыто;
  • наличие небольших щеток;
  • лоб плоский;
  • голова легкая, немного горбатая;
  • масть встречается светло-гнедая, рыжая, вороная;
  • порода отличается скороспелостью;
  • нрав спокойный,
  • неприхотливость к корму;
  • устойчивость к заболеваниям.

Отличительной особенностью бельгийских лошадей является укороченный хвост. Процедуру по укорочению производят жеребятам нескольких недель жизни.

к оглавлению ↑

Обзор популярных пород

Название Описание
   Арденская

 

Одна из самых древних европейских пород, которая была выведена еще более 2000 лет назад. Сегодня эти тяжеловозы считаются одними из самых красивых. Кроме гармоничного телосложения лошади отличаются универсальностью в работе и подвижностью. Несмотря на свои габариты, а это иногда около 160 см в холке, эти трудяги легко работают в горной местности, за что и популярны во многих странах.

Брабансон

(Бельгийский тяжеловоз)

В Средние века эта порода лошадей тяжеловозов называлась «Фландерская» и использовалась для рыцарской конницы. На ее основе в ходе селекции были выведены такие известные породы как шайр, ирландский тяжеловоз и суффолькский. Изначально брабансоны были не выше 140 см в холке, но отличались невероятной подвижностью и выносливостью. Современные брабансоны – это крепкие, рослые (до 180 см в холке и весом до 1 тонны) лошади с компактным телосложением.
Клейдесдаль Этих тяжеловозов сегодня знают во всем мире и это одна из немногих тяжелоупряжных пород, которая используется в королевской кавалерии. Визитной карточкой клейдесдалей является их высокие ноги с пышными щетками и всевозможные белые отметины на ногах и голове. Выведена порода была в Шотландии в Ланаркшире на основе бельгийских тяжеловозов. Сегодня эти лошади являются символом любых шотландских праздников, а еще традиционных пивных запряжек с бочками.
Першерон Как понятно из названия, Першерон – это французская порода, полученная в 19 веке. Сегодня эти лошади одинаково популярны как для тяжелых работ и перевозки грузов, так и для конных прогулок. Это возможно благодаря грамотной селекции, когда использовали восточных жеребцов для улучшения хода и подвижности коней. Першероны отличаются большим ростом – до 175 см в холке, а также традиционной серой мастью в яблоках(помимо вороной).
Шайр Сегодня английские шайры – одни из самых крупных тяжеловозов в мире: средняя высота в холке более 170 см. Как видно на фотографии, это очень нарядные лошади с пышными фризами на ногах, длинной гривой и хвостом, поэтому их во всем мире используют на различных шоу и праздниках. К тому же эти гиганты послушные и спокойные, хорошо поддаются обучению и дрессировке.
Советский тяжеловоз Крупные и наиболее массивные лошади отечественной селекции. Рост в холке жеребцов нередко превышает 160 см, а вес – 800 кг. Советские тяжеловозы подвижные, энергичны по темпераменту и плодовитые. Часто используется в селекции.
Владимирский тяжеловоз Владимирская порода называться стала от области, где она была выведена. Сегодня владимирские кони менее массивные, но более рослые и подвижные. Именно поэтому сегодня их часто использует не только в запряжках, но и под седлом. Отличаются также большой грузоподъемностью и выносливостью.

Более подробно обо всех породах тяжеловозов читайте в наших тематических статьях. А вот полюбоваться гордостью нашего отечественного тяжеловозного коневодства – владимирскими конями, предлагаем уже сейчас на видео ().

Введение

Считается, что процесс приручения диких лошадей проходил на протяжении не менее 500 тыс. лет, и роль лошади в жизни человека претерпевала изменения. Вначале лошадь использовалась как продуктивное животное (для получения мяса и молока). Использование же ее под седлом и в упряжи произошло относительно недавно.

Заставив лошадь работать на себя, человек осознал свою зависимость от этого помощника и друга — ведь зачастую урожайность сельскохозяйственных культур зависела от ее силы и работоспособности.

За последнее время, в связи с ростом механизации, у некоторых специалистов сельского хозяйства сложилось мнение, что живое тягло можно заменить техникой и что поэтому следует в настоящее время сосредоточить внимание на разведении лишь спортивных лошадей для нужд страны и экспорта. Однако жизнь опровергает это. В нашей стране насчитывается свыше 3 миллионов рабочих лошадей, среди них и советский тяжеловоз.

В XX в. во всем мире наблюдается снижение поголовья лошадей, так как был изобретен двигатель внутреннего сгорания. Можно с уверенностью сказать, что численность лошадей меняется в точном соответствии с происходящими общественными и социально-экономическими процессами,

1. Основные сведения о породе

Советский тяжеловоз — совершенно уникальная порода. Как ни одна другая из тяжеловозных пород, она обладает целым набором ценных качеств, и все они выражены в наивысшей степени. Важнейшее свойство — это их непревзойденная могучая сила. Как рабочая лошадь, советский тяжеловоз не имеет соперников, на кумысных фермах кобылы советской тяжеловозной породы — самые обильномолочные, в мясном коневодстве породе также нет равных по ее большой массе и скороспелости.

Советский тяжеловоз — это порода крупных (высота в холке около 160 см) тяжелоупряжных лошадей, выведенная путем скрещивания улучшенных рабочих кобыл с жеребцами брабансонами. При мощном костяке и сильно развитой мускулатуре советские тяжеловозы отличаются большей сухостью телосложения и меньшей требовательностью к условиям содержания и кормления, чем брабансоны. Обладают энергичным темпераментом, хорошими движениями на шагу и рыси, большой грузоподъемностью. Кобылы характеризуются высокой молочной продуктивностью. Более 85 % лошадей имеют рыжую или рыже-чалую масть, около 12 % — гнедую и гнедо-чалую. Изредка встречаются вороные и бурые. Советских тяжеловозов разводили в Починковском и Мордовском конных заводах и на племенных фермах колхозов Ярославской области. Жеребцов используют как улучшателей местных лошадей в Европейской части страны и на Алтае

Владимирский тяжеловоз

Такая порода тяжеловозных лошадей была официально зарегистрирована в 1946 году. Появилась такая порода путём скрещивания местных, владимирских лошадей, с шотландскими и английскими тяжеловозами. В конечном итоге получился тяжеловоз. Которого нельзя спутать с тяжеловозами другой породы. К отличительным признакам относятся:

  • Имеют очень крупную и вытянутую голову, мускулистую шею и широкую спину;
  • Длинные и густые грива и хвост;
  • Очень выносливы. С грузом в 1,5 т он может рысью преодолеть 2 2м за 3 минуты.

Ростом эта порода тяжеловозов уступает советской породе. Владимирский имеет высоту всего 1 м 60 см. Однако у него оптимальное сочетание «вес – скорость движения – выносливость».

Работать на таких лошадях начинают по достижении ими 3-ёх летнего возраста. В этом же возрасте их и случают. Эти тяжеловозы приспособлены для работы на твёрдых и суглинистых почвах.

Преимущества и недостатки породы в различных условиях

Как и любая другая видовая лошадь, владимирский тяжеловоз имеет свои достоинства и недостатки, хотя первых качеств гораздо больше.

Среди наиболее очевидных и характерных плюсов этой породы выделяют такие, как:

  • Высокая работоспособность. Ни одна лошадь другой породы не справится с таким количеством груза и не сможет обработать сложные почвы так, как это делает техника или «владимирцы», которые до сих пор успешно заменяют тяжелые машины в некоторых частных хозяйствах.
  • Выносливость. Конечно, тягаться в скоростных качествах с алхатекинцами или чистокровными жеребцами английских пород эта лошадь не сможет, но по части выносливости она превосходит их в разы. Она легко пройдет вдвое большее, чем остальные расстояние с телегой или санями и сделает это в любых климатических условиях.
  • Неприхотливость в уходе. В сравнении со своими прародителями европейских тяжелоупряжных пород «владимирец» довольствуется низким по качеству кормом и элементарными условиями содержания.

Наряду с рабочими особенностями эти лошади обладают красивым и интересным внешним видом. Пышная грива вкупе с грациозными «кисточками» на конечностях и мощный корпус, который придает этим коням брутальности, а красота хода является дополнительным шармом этих прекрасных животных. Особенно интересно смотрятся тяжеловозы, запряженные в украшенные кареты, с ними очень любят фотографироваться и помещать их образ на открытки.

Среди недостатков коневоды выделяют низкие верховые качества из-за больших габаритов и невысоких скоростных способностей. Но выращивают эту породу совершенно для других целей, и эти минусы с лихвой покрываются вышеперечисленными плюсами.

Характеристика

В зависимости от породной принадлежности, варьируются и характеристики тяжеловозов. Но есть и некоторые общие признаки. Все тяжеловозы – шаговые лошади, не ориентированные на скоростное передвижение. Для них характерны следующие признаки:

  • короткая мускулистая шея;
  • спина средней длины с выраженным мышечным рисунком;
  • сухие, крепкие ноги;
  • широкий круп;
  • средний вес в диапазоне 0,8-1 т;
  • высота от 1,6 до 2,0 м.

Характерный для тяжеловозов аллюр – шаг. Тем не менее такой конь вполне может демонстрировать резвость на короткой дистанции.

Некоторые породы даже способны преодолевать препятствия в прыжке – таким навыком обладает ирландский тяжеловоз, довольно лёгкий, но сильный.

История тяжеловоза

Выводить этих интересных лошадей начали в Европе, еще в Средние века. Боевое снаряжение у рыцарей в те времена, как известно, было очень тяжелым. И для передвижения воинов требовались, соответственно, выносливые и сильные лошади.

Первые тяжеловозы были очень крупными. Рост их в холке мог достигать двух метров, а вес — более тонны. Однако такие лошади, к сожалению, не отличались высокой скоростью передвижения и особой выносливостью. Лишь несколько позднее были выведены породы, не такие крупные, но гораздо более скоростные, неприхотливые и способные к прыжкам.

Разводились лошади-тяжеловозы в Европе и после окончания крестовых походов и рыцарских войн. Потомки таких животных в этой части света сохранились и до наших дней. Ведут свою родословную от средневековых лошадей этой разновидности современные тяжеловозы следующих пород:

История тяжеловоза
  • французские першероны;
  • бельгийские брабансоны;
  • английские шайры.

Именно на основе этих трех европейцев были выведены и все разводимые сегодня в мире породы тяжеловозов.

Особенности тяжеловозных пород

Мощь, впечатляющий размер и сила – главные характеристики коней тяжеловозных пород. Верховых лошадей отличает изысканная красота, стройность, быстрый бег, умение преодолевать препятствия. Для каждодневной напряженной работы такие скакуны не пригодны. Нервные кони с норовистым характером не способны тянуть груженые повозки, выполнять рутинный труд.

Во времена рыцарей потребовались кони, способные перевозить седоков в тяжелых доспехах, обладающие силой и выносливостью. Человек стал культивировать лошадей крупных, с мощными спинами и конечностями. В европейских странах, а затем и в России, появились тяжеловозы – кони, не отличающиеся скоростными характеристиками, но по складу характера подходящие для каждодневной работы.

Наиболее важные черты тяжеловозных пород:

Особенности тяжеловозных пород
  1. Мягкость хода. Впечатляющие размеры и вес не позволяют животным делать резких движений, высоко поднимать ноги, что делает их аллюр спокойным. Тяжеловозы ровно тянут повозки, всадники чувствуют себя комфортно, не устают при езде верхом.
  2. Внушительные размеры, мощное тело. Тяжеловозы – крепкие, могучие животные с отменным здоровьем, умением преодолевать тяготы трудовой жизни.
  3. Спокойный миролюбивый характер. Флегматики по натуре, тяжеловозы дружно ходят запряженные вместе, ладят с членами семьи и другими животными.
  4. Многофункциональность использования. Коней применяют в перевозке грузов, полевых работах. При желании тяжеловозов можно оседлать и применить как верховую лошадь. Во многих регионах традиционно используют продуктивные качества животных. Кумыс, конина полезны, обладают приятным вкусом. На основе конского мяса изготавливают деликатесные продукты, колбасы. Молоко кобыл по составу и ценности близко к женскому.

Тяжеловозов выращивали на многих конезаводах России, продажи составляли по 300-400 тысяч в год. Почти 100 тысяч голов уходило на экспорт.